SYNTHZ.RU
ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ТРАКТАТ О РАСЧЁСКАХ
keytar, кейтар, китар, strap-on keyboard, shoulder keyboard, remote midi controller, расческа, клавитара, синтезатор с грифом, клавиатура с ручкой: подробный обзор всех значимых моделей
 




Идея повесить клавиши на себя, чтоб "быть как гитарист", самозародилась и витала в мировом эфире. Она настолько очевидна, что нет смысла раскапывать, кто это изобрёл - можно разве что прикинуть, кто первым сделал, да и то лень. Гораздо занимательнее два других вопроса, традиционно удивляющих рядового потребителя: 1) почему на этих прикольных клавиатурках столь редко играют 2) и почему практически каждый на ней играющий выглядит глубоким идиотом. Я не буду плести интриги. Презрев традиции литературного жанра (в честь отсутствия оного в моём трактате), я отвечу на вопросы сразу. Тем более, вы уже догадались, что они взаимосвязаны.

Каждый реальный клавишник, возжелавший выбиться во фронтмены и взявший в руки такую клавиатурку, с некоторым недоумением обнаруживает, что "млять... На ней совершенно невозможно играть!". То есть - вся его техника летит к фигам, и к особенно глубоким фигам она летит, если испытуемый - пианист. А до новейших времён по-сути-пианистом был чуть менее чем каждый клавишник. Так что go figure.

В итоге пред очи зрителя вылезают:
- упоротые шоу-идиоты, желающие покривляться (играть они и не собирались - походу слабо представляя, как это вообще делается)*;
- трогательные ламеры, научившиеся давить три с небольшим аккорда и уверенные, что с таким-то багажом они уж идиотами смотреться не будут;
- и да, совсем немногие реальные клавишники, играющие в четверть силы на этом нелёгком девайсе и довешивающие "убедительности" кривляниями - что делает их мало отличимыми от идиотов...
(*Последнее время фанерных клоунов стало на порядок меньше - каковой факт радует, но ещё более усугубляет первую часть недоумения и не сильно разрешает вторую.)

Я в состоянии апеллировать только к нормальным людям: отдайте себе отчёт, что это совершенно специфический инструмент - и будьте готовы потратить несколько месяцев на штудирование приёмов игры именно на нём*. Всем остальным: не выходите на сцену с этой дрянью, даже если где-то вычитали, что это опять модно. Вы будете выглядеть идиотом, и никем больше.
 (*Да, несколько намёков о том, как научиться на этом играть - в приложении к Трактату.)


I. Моогучий основоположник


Moog Liberation (1978). Роберт Муг, как всегда, у истоков. Прошу обратить внимание, что это единственный (в главном списке) экспонат без миди-выхода (какие нафиг миди в 1978!) - дас ист именно муговский аналоговый синтюк, ну только с грифом и на ремешке. Абсолютно правильное решение: на мугах спокон веков играли одной рукой, остальной рукой ёрзали по крутилкам. Так что гриф изобилует контролями. Да и на корпусе их немеряно. Питается от выносного блока. По сути ближе всего к Prodigy - но с добавлением рингмодулятора, нойза и кой-какой полифонии*.
Однако гораздо важнее то, что Liberation ныне моден и актуален. И до сих пор его возможно купить (килобакса за полтора в хорошем состоянии). Прожжённому до дыр снобу следует говорить, что все расчёски - херня, кроме Moog Liberation, и фигурировать только с ним (ну, как минимум - именно его вытаскивать из чулана каждый раз, когда требуется сделать фото для нужд мировой истории).

*это не "полисинт" - для полифонии использован независимый схемный блок в духе стринг-органа.


ещё картинки!

II. Удалённый миди-аксакал


Korg RK-100 (1982). RK означает Remote Keyboard - так корговцы озаглавили миди-расчёску как класс, по праву первопроходцев (но их отодвинули последнепроходцы). Интересно, что ещё в девяностые годы бэушные RK-100 стоили дешевле всех (~$100) и были не в фаворе из-за отсутствия велосити и прочих недотягов - ныне же ценятся и продаются как винтажный антиквариат, отрываемый на аукционах с руками. Действительно, вид приятный. Здесь решает этот наклон линии грифа относительно киборды... На RK-100 в самый раз спокойно нарезать что-нибудь умное на фланге - хотя и поющий фронтмен с этой вещью может выйти неплох. Вещица сея деревянна (отцы-основатели боялись далеко отступить от гитарных канонов), тяжеловата (6 кг) и слабовата процессором (если дружно вертеть колёса, миди аутпут начнёт тормозить мне не удалось воспроизвести этот глюк - я честно пытался) - однако подобные отговорки смешны для истинного ценителя.


ещё картинки!

III. Неуловимый Джо

Yamaha KX1 (1983). Эта штука долетает до середины Днепра. То есть, её не то что невозможно купить - даже хорошую картинку выцепить в интернетах проблематично. Длинный, деревянный, тяжёлый (почти 7 кг) KX1 выпускался слишком недолго - ибо его младший брат оказался круче по всем статьям... кроме дальности полёта над рекой, конечно.


ещё картинки!

IV. Реальная вещь


Yamaha KX5 (1984). Расчёска на человеке смотрится более громоздко, чем гитара - но только не KX5! Забавно, его длина в точности равна длине стандартного "фендера". При этом (для стройности) клавиши укорочены (что важно: ширина клавиш нормальная - играется без проблем). В результате: нет более правильно, естественно и ненапряжённо выглядящей расчёски, чем KX5.
Кроме того, штуковина сея - металлическая (корпус, гриф), при этом совсем не тяжёлая (3.7 кг). Чувствуешь, что держишь в руках реальную вещь. Хочется взять её за гриф, как топор, и порубить на капусту пару ударных установок... Ну да ладно.
На грифе: сустейн, питчбенд (полоска), модвил, вольюм. Не переназначаемы.
На корпусе: портаменто выключатель и тайм (на KX1 они были на грифе), переключатели октав, програм ченч (достаёт до 64), миди аут 1/2.
Есть гнездо (миниджек) для опционального breath-контроллера, которым никто никогда не пользовался и ни разу не видел, искать на другом берегу Днепра.
Нет разъёма для внешнего питания. Только от батареек. Впрочем, соорудить шнур питания под разъём "крона" несложно.
KX5 бывает чёрный и серебристый. Чёрный в принципе симпатичней, но серебристый элитарней (их меньше).


ещё картинки!

V. Ось Чёрное Ухо


Roland Axis (1985). Первый роландовский боец выглядит правильно и нормально, однако уникален наличием вот этого самого уха - позволяющего повесить инструмент на гвоздь, сдать в гардероб, вертеть на пальце... Бывает серебристый и красный - но ухо всегда чёрное. От батареек Оська не работает, прикорячивается сугубым кабелем к сугубому блоку питания, лежащему под ногой навроде гитарной примочки (для пущей мимикрии на нём есть подножная кнопка).
Органов управления на редкость мало (и все под левую) - но это потому что для переключений используются клавиши (после нажатия той или иной кнопки); сея фенечка нам знакома по многим компьютерным миди-кибордам. Тем не менее (казалось бы - испереключайся до зелёных соплей!) достаёт только до 120-го патча (они наверно имели в виду, что последние 8 патчей в банке - наверняка самый отстой, а ну их нах...). Ещё такой нюанс: питчвил имеет "плато" вокруг нуля - плавный подтяг сверху до низу не сделаешь. Зато в утешение есть множественная экзотика, например транспонирование по полутонам, chord memory (играть аккорд одним пальцем), patch chain (программируемая цепочка патчей). Два колеса и 4 кнопки (вкл. ножную) переназначаемы. И для удержания всего этого в памяти заюзана мелкая внутренняя батарейка с декларируемым сроком службы 5 лет - причём в интернетах я не встретил ни одного прецедента обсуждения проблем с этой батарейкой. Похоже, никто не морочится программированием осиков.


ещё картинки!

VI. Классика жанра


Casio AZ-1 (1986). Casio в восьмидесятые (до воцарения на престоле домаших синтезаторов) блистали в профессиональной нише, и AZ-1 - конкретный тому пример. Дух времени запечатлён в этом контроллере как ни в одном другом; странно, но даже кривляющийся идиот с ним смотрится милым и правильным идиотом. Однако не надейтесь мелко отстреляться с ним с дальнего фланга: помпезность принятого на корпус требует центральной роли. Это вполне навороченное орудие: достаёт все 128 программ, есть дисплейчик, десять контролей под левую руку, из них 5 переназначаемых (2 колеса, слайдер, 2 кнопки) - но никаких углублённых цимесов (разве что быстрый удобный своп любых двух переназначенных контролей), то есть простой и ясный аппаратик. И занимательно, что число лиц, числящих сей расчёск лучшим из всех, на удивление велико. Принято считать его особо лёгким: ничего подобного, 3.8 кг, т.е. обычный расчёсковес (обычно от 3х до 4х кг) - но соотносительно размера (112 см) неплохо. Обратите внимание: форма грифа позволяет, как и Axis, вешать AZ на гвоздь; но вот вертеть его на пальце не советую: слетит...


ещё картинки!

VII. Жертвы собственной хитроумности


Lync LN4/LN1000 (1988). У меня где-то валяется мануал от LN4, присланный сочувствовавшим американцем в качестве то ли гуманитарной помощи, то ли "мир-дружбы-жевачки" в дремучие девяностые. Это сурьёзно программируемый агрегат ажно на 4 раздельных миди-выхода, соединяемый самобытным кабелем с блоком питания, он же разветвитель мидей, ракмаунт. Видон в стиле "вот, клавиатурку на себя напялил" - 4 октавы с неявно выраженным грифом; на грифе два колеса (питчбенд, модвил) и две кнопки (патч вперёд/назад) - и это всё! Модвил переназначаем. Леера, велосити курвы, сплиты, транспонирование... - всё это нужно заранее дотошно вбить, и будет щастье (в смысле дружное переключение всего штабеля подключённых синтезаторов при смене патча). Выпускался многих цветов радуги. Ныне редок, экзотичен, коллекционен.
Его последыш LN-1000 в двести пятьдесят раз круче считался упрощённо-удешевлённой версией, в честь чего нёс попугаистую зелёно-розовую маркировку кнопок. Но всё же зацените: он работает от батареек и имеет нормальный миди-выход (чисто один миди-выход, а не четыре, такое драматическое упрощение!). Ящитаю, оба LN необходиы тому, кто купил уже все остальные расчёски. Либо особому хитро-мудрому перформеру (рекомендую в комплект роговые очки и парик). И да, есть ещё туманные сведения о LN1 (на вид трудноотличим от LN4; кажется, на нём было ТРИ кнопки на грифе - заблудиться и потеряться!). Напоследок скажу, что фирма Lync занималась только миди-контроллерами и вскоре вышла из бизнеса, то бишь сыграла дуба в ящик, для полноты картины отбросив коньки. Жестокий, жестокий мир...


ещё картинки!

VIII. Тест на безумие


Yamaha SHS-10 (1988). Эта вещь нормально смотрится лишь на четырехлетнем ребёнке (его как раз можно научить нажимать жёлтую кнопку): 2.5 октавы самых мелких клавиш без велосити, встроенный динамик, простые FM-звучки. Миди-выход есть - но органы управления заточены под встроенные самоигралки и всю прочую муть. То есть позиционировалась чисто как детская игрушка. Однако толпы взрослых дядек и тёток стали раскупать эту хрень, прыгать с нею по сценам, фоткаться для гламурных журналов, всем своим видом показывая, что лучшего кейтара им и не надо! Кажется, именно на сей точке мировой истории производители забили производить расчёски, ибо растущая неадекватность их пользователей начала внушать психиатрические опасения. Правда: лучше уж не провоцировать, раз товарная ниша плодит столь тяжкие девиации...
SHS-10 доныне (2011) изобилует на аукционах при ценах доходящих до $400.
Как всем известно, она выпускалась красного либо серого цвета, трудно сказать что страшнее смотрится. Однако поделюсь тайной: для самых реальных пацанов Страдивари делал Ямаха делала ещё и чёрные SHS-10, пруфпик прилагаю. Готичненько. Но я всё равно не уверен, что это повод её приобретать.




IX. Кризис жанра


Yamaha SHS-200 (1989). На волне пандемии Yamaha выпустила ещё одну игрушку: SHS-200. 4 октавы мелких клавиш (но покрупней, чем на SHS-10), 2 динамика, встроенные обработки и прочие довывороты. Пипл её абсолютно не схавал. Ну, что могу сказать: видон и вправду декадентский... Ныне столь же редка, сколь популярна её пакостная сестричка.




X. Красное и чёрное


Roland AX-1 (1998). В конце девяностых Roland решил вдруг возглавить собой рынок расчёсок (момент был выбран отличный, ибо возглавлять было уже абсолютно нечего) - и торжественно родил модель, вобравшую в себя всё самое лучшее, по пониманию создателей:
- красный цвет SHS-10 (оттенок совпадал в ноль!)
- обводы в стиле "пивная открывалка" от LN
- питч риббон от Liberation/KX (и, кстати, держатель батареек идентичен оному от KX5); но при этом модвил преобразован в Параллельную Нажималку, что в принципе удобно, но не всегда и не каждому. Разберу поподробнее эту скользилку+давилку, ибо она есть во всех поздних роландочёсках.
Скользилка реагирует на лёгкое касание, а давилка требует нехилого нажима* (при этом точность регуляции на уровне "вкл/выкл") - что затрудняет их одновременное использование (а для чего тогда они рядом?); пальцы огибают давилку, при этом гриф толстоват (ср. с остальными расчёсками) - что снижает вариабельность положения руки. Так, мне неудобно играть, развалясь в кресле**.

(* Впрочем, тугость давилки я поборол, устранив лишнюю деталь из конструкции...)
(** В кресле лучше играется на KX5)

Что ещё? В АХ-1 и далее отменён афтертач как пережиток прошлого. Зато лёгкий (3 кг + 6 батареек).

Чуть попозже, собрав в кулак творческую потенцию, фирма выпустила AX-1B: то же самое, но чёрного цвета. Ну... большой шаг для человечества.


ещё картинки!

XI. teh kyetar


Roland AX-7 (2001). Округлые линии на расчёсках смотрятся диссонирующе, ибо конфликтуют с неизбежной прямоугольностью собственно клавиш. Единственный выход здесь - белый цвет*. И роландовцы наконец взяли мозговым штурмом эту вершину, сделав самый массовый и популярный на сегодня кейтар.
Итак, форма тела совпрадает с AX-1. Какие ещё новости (помимо цвета)?
1) выпирающий дисплей на три цифры, что "давно пора"
2) D-beam: развлекательного толка контроллер, реагирующий на приближение руки (придумать ему внятное применение - это как раз волнующе трудная задача для пытливого ума)
3) запоминаемых патчей стало 128 (было 32), и параметров побольше.
Такие улучшения были квалифицированы разработчиками как пугающе грандиозные, засим для хоть какой-то их компенсации (в целях баланса вселенских сил) был убран переключатель октав! Октавы можно переключать занесением в память патча, но это долгая песня...
В итоге, AX-7 - киборда для любителей делать домашние задания. Нужно заранее вбить в память патчи со всеми параметрами под запланированный перформанс - и всё будет миленько. А вот просто воткнуться в очередной синт и поколобродить, ориентируясь на ходу - уже не так просто. Если, например, вы хотите назначить срез фильтра на чёрную крутилку (единственный переназначаемый регулятор, между прочим) - и пройтись в таком виде по пресетам синта - вам придётся 128 раз это дело переназначить (и запомнить) - и лишь тогда гуляй смело... (Альтернатива: подавать програм ченчи в режиме редактирования; при этом будут недоступны кое-какие фичи, и великий AX-7 станет ну совсем ненамного хуже простого старого кейтара...) И ещё. Не стоит светиться с AX-7, если ты не намерен реально поразить публику техникой игры - ибо именно этот куетар уже купил каждый школьник, мечтавший о куетаре. Но зашедшему далеко в лес (где толстые партизаны) бояться нечего. И да, отлично смотрится на девочках.

*добавлю, что частично (нижние 1.5 октавы) инвертированные клавиши на АХ-7 ещё более впечатляют, вещь становится прямо-таки красивой; но это делалось сурово под спецзаказ. Вообще меня удивляет, почему цвет клавиш ныне столь редко инвертируется. Хотя бы представить чёрный АХ-1 с чёрными клавишами - как хищно...


ещё картинки!

XII. teh drama и хитрый план


Roland AX-Synth (2009). В феврале 2007 AX-7 был снят с производства - и мировое сообщество вдруг осознало, что ни одного кейтара (левые не в счёт) более не производится. Ощущение было новым и драматичным; народ кинулся подбирать челюсти. Цены на юзаные AXы полезли вверх - и к концу 2008 дошли до $1800 (это после бывшей магазинной цены в $495!), под разговоры "Roland - что, идиоты?! Сколько денег теряют же!"
Но не-ет, Roland - не идиоты, у них был Хитрый План (впрочем, хитрые планы нисколько не мешают терять деньги, ибо хитрость важнее): в январе 2009 они вывалили на изголодавшийся маркет новый эпический AX-Synth за нехилые $1100 - и цены на AX-7 резко упали до $1100, а то и ниже, где и плавают ($800-1000 на 2009, $500-900 на 2011) до сих пор. Пожалуй, сбитие цен - главное достижение Ахсинта на сегодня.
Представляет он собой в глубине души тот же AX-7 (да, белый), но утяжелённый встроенными позднероландовскими звучками (сомнительного достоинства) до 3.9 кг (+ 8 батареек), плюс очередная циркуляция органов управления по корпусу аппарата (офигеть, вновь обнаружен переключатель октав..). На рекламном ролике на Ахсинте нарезает Специальный Толстый Дядька - однако даже на таком масштабном исполнителе сей эльфийский топор выглядит громоздко: 4 октавы, гриф, да ещё этот бемоль внизу...


ещё картинки!

XIII. Up 2 D8


Roland AX-09 Lucina (2010). И внезапно! Новый релиз от не на шутку раздухарившегося Роланда: то ли Ахсинт вяло продаётся, то ли его авторы всерьёз прониклись канализированием Великого Гитарного Кризиса в Некоторый Расчёсочный Реннесанс... Итак, новое изделие в новом форм-факторе. Есть в нём что-то от электоролобзика, утюга и прочей милой глазу бытовой техники. Нет, я всецело одобряю, что Роланд наконец отошёл от дельфинообразных очертаний, затеянных ещё Линком - но взятая взамен струя "широкая фанерка, на ней немножко клавиш" вряд ли серьёзно лучше. ОК, пусть будет больше расчёсок, если не хороших - то хоть разных... Кстати, о позитиве. Переключатели пресетов на наклонном скосе под клавишами - дело реально здравое: их хоть видно (после Либерейшена и КХ-ов со скошенными панелями все об этом почему-то забыли). Но вот под левую руку, кроме стандартного комбо давилка+скользилка, уже ни хрена не осталось, даже кнопки hold. Если переместить руку наверх - будет volume, что-то из переключателей и непременный D-beam. Афтертач похерен давно и намертво. В общем, это для тех, кто недоопределился: то ли он хочет кейтар, то ли просто клавиатурку маленькую, положить плашмя и играть. Демократичность подтверждается вдвое меньшей ценой, встроенными, опять же, звучками (спасибо, хоть динамиков пока нет!) и (новость) mp3/wav-плеером со втыканием флешки (типа, под минуса-фонеры наяривать). Всё это до странности много жрёт: 8 A-size аккумуляторов (неуказанной ёмкости, впрочем) - на 4 часа only. И да, ещё: раз она прямоугольная такая, можно сделать ещё и чёрненькую, смекнул Штирлиц Роланд.


ещё картинки!

XIV. Ускорение!


Alesis Vortex (2012). 2012, конец света: к гешефту подключился Алесис, до сих пор расчёсок не делавший, и поэтому решивший с нуля освоить все ошибки дизайна. Испуганный, втянутый в плечи грифчик - при широком ляповатом корпусе со скошенными кто в лес, кто по дрова гранями (в окружении коих собственно клавиатура тяготит своей суровой прямоугольностью... в который раз). Вообще возникает чувство, что разработчики зависли на лекалах современного автомобиледизайна (всё тучно закаплеобразить) - раз уж, йоу, крута, фишка - акселерометр! То есть, измеритель ускорения. То есть, если Вортексом потрясти - он выдаст эту трясучку на некий миди-контроллер: ну круто же! Ещё, на торце грифа, пыщ-пыщ, мигают синие огоньки в честь миди-активности, и под всеми кнопками - подсветки (тоже blue!). И за всё - триста баксов! Вау! Есть усб-миди-разъем (помимо обычного), да здравствуют пятиметровые усб-кабели!
Но вообще-то, если закрыть глаз на все глупости - и остальным глазом рассмотреть достоинства - начинка завитушки весьма интересна.
Маленький грифчик, возможно, неплох под пальцами (вопрос требует изучения) - кучность контролей на нём обращает внимание. Причём, оных на грифе рекордное количество. Риббон - переназначаем, сверху ещё слайдер (типа, громкость); а вот питч бенд - вообще занятная качалка под большой палец (напоминает усилия Яна Хаммера по переделке своего KX5: не нравился ему питч-риббон). И - много кнопочек... Под правую руку ещё резинки-пады для шарахания каких-нибудь семплов... То есть: при всех ужимках - клавиатура интересная. Хороших и разных, да.


ещё картинки!

Что не входит в обзор, но достойно упоминания


Недорасчёски


Множественные клавиши без грифа, но со шпенёчками по бокам для повешения на ремень: то есть strap-on keyboards, но никак не keytars. Нам не нужны жалкие полумеры. Однако некоторые редкие представители этого племени могут быть трансформированы во вполне себе кейтары - мне известно о двух таковых.
Roland SH-101. Небольшой синтезатор, предназначенный в основном для баса с арпеджированием и секвенсированием. Цвет: красный/синий/серый. Звук приятен, в духе TB-303. Миди-аута в нём нет, есть CV-ауты. Желающие поколбаситься пешком на сцене могут прицепить грифчик (на нём одна крутилка: питч/катоф и одна кнопочка: LFO on).
Что важно: грифчик опционален, то есть продавался отдельно. Засим желающий стать фронтовым героем через покупку сего устройства должен обязательно уточнить у продавца, есть ли в комплекте hand grip.
Siel DK-70. Очень редкий, к сожалению, синтован, со вполне дельным звуком (в духе Juno) и миди выходом. Может пилить от батареек и, опять же, с прицепляемым грифчиком - причём оный гриф сам по себе представляет ценность: на нём реальный питч-риббон; можно привинтить его к какому-нибудь иному синту (перепаяв к нему провода) - то есть сделать кейтар из чего угодно. Это не моя безумная идея, есть прецеденты.


ещё картинки!

Прочие аналоговые расчёски (без миди)


Самая бескомпромиссная экзотика называется Davis Co. Clavitar, выпущен в 1978 ещё до Liberation. Выдавал control voltages, такие как высоту ноты и on/off, что годилось для управления одноголосыми синтезаторами (Moog, Prophet). Кстати, Liberation тоже имеет CV-выходы, то есть мог быть использован как аналоговый контроллер.

А вот - Prophet Remote, кубизм в музыке. Ремень крепится на торец грифа! На грифе - три колеса, на корпусе - переключатель пресетов. Предназначение - безнадёжно удалённый контроллер к Пропету Пятому.

А вот советская Форманта-мини - симпатяга! На грифе - скользилка с давилкой рядом (раньше Роландов!) - и два сустейна по краям, что занимательно. Питалась от внушительного (размерами) блока. Вот только звук не ахти (32 зашитых пресета) - но кто ж её будет сейчас слушать...

     

Звук получше у "Юности-21": пушистые аккорды с нежными свипами; однако ничего другого (баса там, соло) из неё извлечь невозможно. Схематически оно вообще не синтезатор, а электроорган (т.е. 12 осциляторов, делители, неограниченная полифония). На грифе четыре регулятора; вместо питчбенда - глиссандо на октаву вверх (чтобы провернуть его за раз до конца, нужен палец как у Паганини). Однако самое смешное, что иностране называют её JUNOST и абсолютно уверены, что это русский закос под Juno.


Всё же от покупки позднесовковых клавиш вынужден предостеречь: они ненадёжны, в основном из-за электролитов, выходящих из строя вследствие высыхания. Эти электролиты жестоко тянули на дно всю экономику и культуру, из-за чего Советский Союз и развалился.
ещё картинки!

Расчёски от левых производителей


Их делают артели и шарашки, набравшие в штат гитарных столяров, выпущенных из дурдомов под честное слово. Такой кейтар обычно представляет собой громоздкий кусок лесоматериала загадочно-уродливой формы, на бескрайних просторах коего примостилась клавиатурка октавы на две и немножко органов управления. Если зайти на Википедию по слову keytar, то вы легко увидите пафосного дримтеатровца как раз с таким хренотоидом* в качестве иллюстрации предмета (но сначала увидите красный SHS-10 как всем кейтарам кейтар; Педивикия доставляет инфо в своём исконном, исчерпывающем и профессиональном, ключе).

*хренотоид называется Zen Riffer



Но не всё так запущено, есть и занятные исключения. Вот например, Lag Le Key. Выпущен (ненадолго) где-то в 1999 за ~1500 евро французской гитарной фирмой. Хорошо иллюстрирует тезис, что гитарные обводы плохо вяжутся с прямоугольностью клавиш. Зато - три скользилки на грифе, и рядом немеряно ещё какой-то неведомой байды - круть жесточайшая. Впрочем, владелец данного экземпляра (и десятка других расчёсок) назвал своим любимым инструментом AZ-1 (который Casio).

Хочу отметить, что Lag всё же предпочитает бредить, например вот так:



Механические кейтары


Фирма Williams, например, клепает (с 2002) треугольные гусли со струнами, на которые нацеплено немножко клавиш для нажимания. Ну, на здоровье. Подобное же делал социалистический Weltmeister (1960-е). Для комплектности привожу старинный инструмент в жанре переносного рояля - "ну вы понели"... Древние мастера были адскими пижонами, поэтому никогда не ставили на своих кибордах миди-выход.

И вот вам напоследок труевый стимпанк, хэнд-мейд.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Некоторые замечания по освоению игры на кейтарах


1. Когда я вижу рояль, мне хочется воткнуть в него лом. Не из желания уничтожить сей варварский неэлектронный реликт, а из подсознательной идеи, что если покачивать ломик, просунутый между струн, можно будет делать pitch bend. Ибо невозможность подтянуть и покачать взятую ноту меня жутко бесит. Нет, я согласен, что это требуется не всегда. Когда я попробовал клавесин, меня порадовало без всякого лома. Церковный орган тоже ништяк машина без никаких подтягов (только под ноги смотреть приходится). Алсо, буйно люблю хаммондовский звук и хаммондовскую технику игры.
Но всё же: возможность подтянуть и покачать тон, когда требуется, абсолютно необходима - если её нет, это жутко бесит. Особенно когда играешь одной рукой. Всё это я к чему: если взятую ноту совсем не хочется покачать-подтянуть - это плохой знак. Очень плохой знак. С таким настроем дело не пойдёт. Сними с себя расчёску, бразер, аккорды давить всю дорогу - это ты на заднем плане будешь, с этим не стоило лезть вперёд. А если вылез - тебе придётся задвигать гитариста, понимаешь? Гитару задвинуть (при прочих преимуществах электронных синтов) можно лишь при 1) каком-либо тембровом параметре привязанном к велосити, плюс 2) активном использовании питчбенда. Питчбенд (иногда, для разнообразия) можно заменить особо грамотным поюзом модуляции и/или кнопки включения портаменто. ОК, да, ладно, постоянное оголтелое переключение тембров тоже доставляет... Но без (уместного) питчбенда - вилы, тухляк; даже и не пытайся.

1а. Pitch Ribbon vs. Pitch Wheel (скользилка против крутилки): дело техники и вкуса, и то и другое годно. Крутилку проще освоить (вдобавок, она есть на большинстве клавиатур, засим наверняка уже освоена) - но и у скользилки есть свои приколы. Собственно, из скользилок, если исключить Moog Liberation, на выбор лишь KX5 да поздние Роланды. У KX5 скользилка требует большего нажатия, но и слайд тона (если просто поставить палец и надавить) более плавный: у Роландов фактически будет скачок без скольжения, поэтому начинать/заканчивать подтяг всегда приходится у центра (если это не специальное тэппинг-вибрато). То, что роландовская скользилка находится в углублении, я не нахожу особо удобным (плюс уже описанные ограничения к постановке руки) - однако освоить и стильно применить сей девайс вполне удаётся.

2. God is Love. Love is blind. Ray Charles is blind. RAY CHARLES IS GOD!.. Это я к вопросу: нужно ли учиться играть вслепую (не глядя на клавиши)? Ответ: ДА! И не сцать (рекомый Рэй Чарльз играл на рояле - но двумя-то руками играть вслепую труднее, убедитесь сами. Так что одной рукой - точно получится).

3. Можно ли играть на клавиатуре расчёски двумя руками? Можно. Но очень редко, в порядке особого прикола.

3а. Одна рука vs две руки. Я понимаю, что звукооператоры ежедневно успешно вгоняют в миксы двуручные игрища множественных пианистов - однако на самом деле игра двумя руками на одной клавиатуре актуальна лишь если это игра явно сольная (доставить опус Рахманинова, вступление к метальной песне, просто побацать в своё удовольствие...); а также в спецслучаях (хаммондовская техника, например). В нормальных же аранжировках двуручная игра чаще всего затрудняет микширование при минимальном профите: руки желательно разделить и месить отдельно (предварительно прикинув, а нужна ли вообще эта вторая рука). Разумеется, иногда приходится играть двумя руками разное на разных клавиатурах одновременно - но это не от хорошей жизни, если есть возможность записать эти траки поочерёдно - то стоит так и сделать. Тем более, питчбенд, модуляция, прочие пеночки... Короче: играть одной рукой - более правильно и актуально, чем играть двумя. Играть одной рукой лучше всего на расчёске. Понятно?.. Мне жаль только, что не делают кейтаров под левую руку (с грифом справа) - разные руки по-разному "думают"...

4. Насчёт повешения. Я предпочитаю вешать расчёски довольно низко, на уровне половых органов. Гриф не стоит задирать слишком вверх. Кстати, удобно вообще повернуть его носом в пол, когда не играешь. Особенно при ходьбе по узким коридорам.

(i) Костюмированный пират с беленьким гламурным кейтарчиком. Как на корове седло.

(ii) Австралийский юноша пытается подражать (он запостил оба фото), задирая гриф к подбородку...




(iii) Уже лучше. Я же говорил, это скорее женская киборда. Но желательно быть дылдой, как Imogen Heap.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Эксклюзивы личного опыта


Киборды перечислены в порядке значимости (для меня). Но и тут не всё просто: KX5 - универсальней (особенно в транспортировке), но AZ-1 в принципе сильнее. Korg прост, однако эстетически приятен - AX-7 же скорее раздражает (лишь за счёт пары спец-фич я поставил его выше). Что здесь не стал описывать: Junost-21.

Yamaha KX5 сделана, на самом деле, грубо - но это красота танка или АКМ. Клавиатура "быстрая" и "чоткая" - зато колёса нежны и респектабельны. Пресет переключается одним тычком пары пальцев, кнопки фиксируются и никогда не сбоят, панель наклонена и хорошо видима.
Из минусов: три октавы - это чуть-чуть мало, иногда вылетаешь (вот до верхнего "ми", как в AZ и RK - это в самый раз). Некоторые (не я) недовольны укороченными клавишами. Нет разъёма для внешнего питания. Я подпилил (круглым надфилем) крышку батарейного отсека - теперь туда входит (и хорошо держится) шнур с разъёмом "крона".

Ещё немного очумелых ручек: возле грифа есть дырка под breath controller, туда входит обычный мини-джек. Если жёстко припаять к разобранному джеку кнопочку (замыкать tip и ring) - то получится удобный орган управления под большой палец, делающий 0/127 на контроллере #2. А не нужен - выткнул его к фигам.

На что обращать внимание при покупке:
1) крышка отсека питания, искать на правом торце, часто бывает потеряна. Батарея держится и без неё - но неаккуратненько как-то.
2) картридж для батарей старого образца склонен трескаться от напряжения (олдскульные батарейки были короче?) - и может быть уже треснут. Вообще проследить, есть ли картридж (battery holder) в комплекте. В случае чего - искать в продаже новый картридж (и да, он на миллиметр длиннее). Можно от AX-1/7 - влезает, если скруглить (кусачками) уголки (они пластмассовы; на роландовскую функциональность не влияют).
3) в комплект может входить исконный угловой миди-шнур (я специально выцеплял экземпляр именно с таким шнуром - он великолепен); а также sub-strap (удлиннитель гитарного ремня; этот причиндал я видел только на картинке в мануале). И да, не пугайтесь: если не воткнут миди-шнур - питание не включается.

Casio AZ-1 - рекордсмен по количеству контролей под левую руку. Очень приятная клавиатура. Устроена на манер ранних компьютерных клав: графитовые контакторы на эластике. У меня есть такая антикварная комп-клава аж 1993 года выпуска, тактильно ужас как приятна - однако раз в несколько лет требует протирки спиртом (внутри). AZ-1 рекомендую протирать хотя бы раз в 20 лет.
Белые клавиши (уклон в ivory) чуть темнее корпуса (который цвета pearl) (у белого Корга, кстати, наоборот). Батарейный отсек не требует картрижда, вау! Однако современные аккумуляторы иной раз приходится натужно вытрясать (олдскульные батарейки были тоньше?).
Прочие трудности: 1) я бы предпочёл пружину питчбенда помягче; 2) чтобы переключить пресет, нужно тщательно нагнуть голову, разглядеть кнопочки, задуматься... Я сделал миди-прилад, превращающий две дальние кнопки (сустейн и портаменто) в "патч вперёд-назад", как на корге. Режим выключабелен одной из ближних кнопок. Кому нужно - обращайтесь.

Roland Axis - интересная и навороченная машинка, контроли удобны и их немало (хотя - отстаёт от AZ-1 на один слайдер и одну кнопку). Самое лучшее из всех расчёсок расположение дисплея (это устранено в дальнейших роландах). Клавиатура, впрочем, "медленная"; вдобавок выдаёт (и это не один я отмечаю) велосити заметно ниже среднего. Для привычных величин нужно долбить во всю дурь. Та же фигня с афтертачем: я выдавливаю от силы на полшкалы. Посылает зачем-то миди-сообщение "All Notes Off" всякий раз, когда отпускаешь все клавиши. Это может отрубить, например, аккомпанирующий арпеджиатор. Руку в основном приходится держать на конце грифа - из-за чего подмывает гриф задрать; но лучше сместить всю расчёску вправо.
Советы доблестным покупателям:
1) Нет смысла брать без блока питания - он специфичен (см. картинки). И вы уже угадали, на какое напряжение он будет?.. 110v?.. Горячо, но мимо - мой аж не 117! Но это один хрен. То есть понадобится трансформатор с переходником на амеро-японскую вилку. Алсо, этот блок питания у меня издавал ровно 400Гц пискогудения (негромко, но слышимо) - устранил путём изъятия двух лишних деталей из конструкции (вы сразу поймёте, каких). Хотя принято бороться с подобным лихом добавлением одной детали - щепки - но у меня не нашлось дров и топора.
2) внутренняя батарейка, служащая для хранения настроек, почти наверняка будет сдохшей. Не страшно - но при каждом включении придётся применять особую распальцовку под названием reset. Однажды это надоест... Потребуется отвёртка, паяльник и сама батарейка: дисковый литиевый элемент, такой же, как на системной плате компьютера (CR2032) - но в варианте на ножках, для впаивания. Решение для сельской местности: выпаять из найденного на сельской свалке компа этот CR2032 вместе с держателем - и вместе с ним же и впаять. Через десяток лет, когда батарейка сядет, паяльник уже не понадобится, профит!
3) мануал к этой вундервафле вообще желателен. Кстати, у меня есть лишний.

Roland AX-7 (AX-1 я тоже держал в руках - по ощущениям не отличается) - не производит впечатления дорогой и хорошо сделанной вещи. Внутри монтаж тоже несколько дешёвый и нахрапистый (мне попалась итальянская сборка - ну, китайцы тоже иногда отдыхают). То, что крутилка вольюма крутится как-то трудно и немягко - нормально, такова её жлобская конструкция. Но клавиатура по ощущениям не худшая. Неадекватно тугая давилка лечится снятием пружины (от чего пружинить не перестаёт - просто именно полегче давится. Сумрачный японский гений...).
Что удобно: 1) класть руку на рог возле D-beam'а. В дальнейших роландах это устранено. 2) сняв с себя, прислонять к стене: не съезжает (ажно две разиновые ножки на торце). В Ахсинте это опять же устранено.
Кстати, D-beam вообще практически бесполезен, если не делать под него специальные синты (и да, я их делаю-).
Защёлки крышки отсека питания субтильно нежны, обращайте внимание. Батарея без крышки держится не особо.

Korg RK-100 - возможности невелики, но это самая добротно сделанная из расчёсок (почувствуйте разницу!). Впрочем (о возможностях) - три колеса; одно из них моментом переключается меж контроллерами 1 и 2 - то есть почти четыре колеса! Опять же, не требующий размышлений переключатель патчей...
Прочая специфика: клавиатура (напоминаю: нет велосити), по ощущениям, простовата. Volume расположен непривычно - он самый дальний; но - это рядом с переключением пресетов, что логично. ModWheel подпружинен (возвращается на ноль). Что идеологически неверно. Я устранил эту пружину (ибо не было ещё расчёски, чтоб я туда не влез внутрь и что-нибудь не переделал...). Кстати, разбирается этот корг не просто. Что у него внутри, можно посмотреть в клипе MuteMath "Typical".
Батарейный картридж тот же, что у KX5 (и те же проблемы). Найти некоцаный RK-100 ныне трудно - но, в случае чего, гитарные онанисты поднаторели в перепокраске облупленных деревяшек; главное, убедить реставратора, что это почти гитара. Кстати, некие канадские лесорубы последний год раздухарились в скупке и реставрации как раз таких коргов, засим регулярно выдают на рынок "RK-100 mint condition".

Yamaha SHS-10. Ну... попробую выдавить из себя пару тёплых слов: действительно маленькая и лёгкая. Внезапно, на узких клавишах возможны доселе невозможные ходы (при этом затруднены привычные). Питчвил - работает. Батоны-кнопки производят впечатление по-ямаховски надёжных. Автоаккомпанемент подаётся в миди-аут (каналы 14-16). Красная цена - $40 (но лучше, как у меня, задаром). Пожалуй, всё.

Наиболее часто задаваемый вопрос: Где и как купить? Вот конспект того, что я отвечал пиплам в личной переписке.
Мной испробованы разные пути (включая знакомых в Омерике в далёкие девяностые); если коротко - не так страшен Ебей, как его малюют. Нынче (2011) действительно проще всего брать именно там. Американцы слишком боятся за свою досье-репутацию (и прочую кредитную историю), чтоб прислать хоть сколько-нибудь не то, что заявлено. Тем более, слать они будут американскому резиденту (вашему посреднику). Внимание: посредник наваривает 10%, но его участие строго рекомендуется (по многим резонам). Навскидку: Ebaytoday (как наиболее годный посредник исходя из моего опыта; если что изменится - сообщу). В радиоактивной Японии выбор, как ни странно, скуднее - но цены того же уровня, брать можно. В Европе - не советую, дорого. Как-то так.




И да, хочется закончить лекцию парочкой мотиваторов:





Я забыл предупредить, что только что прочитанная вами публикация является наиболее достоверным и доскональным ресурсом по расчёскам не только в рунетах, но и, похоже, в интернетах [нелунных] вообще. Во всяком случае, на сегодня (середина 2009 2010 2011 2012). Собственно, меня и вынудила её написать феерическая невменяемость и фрагментарность всего, что удаётся нагуглить по теме. Подозреваю, что Трактат будет ещё дорабатываться. Отписывать соображения и вопросы: abtop@synthz.ru или сюда



= [назад на synthz.ru] =